Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Заключение временной депутатской комиссии по контролю целевого использования грантовых и кредитных средств, выделенных Европейским банком реконструкции и развития на финансирование проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»

28-12-2022
15:06

В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 189-VII от 14 апреля 2022 года создана временная депутатская комиссия по контролю целевого использования грантовых и кредитных средств, выделенных Европейским банком реконструкции и развития на финансирование проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек». В целях всестороннего изучения сложившейся ситуации, проведены заседания временной депутатской комиссии 26 апреля и 30 ноября 2022 года. В процессе работы временной депутатской комиссии направлены запросы в соответствующие государственные органы и в рабочем порядке рассмотрены совместно с ответственными исполнительными лицами государственных органов. На заседании временной депутатской комиссии 26 апреля 2022 года по рекомендациям депутатов Жогорку Кенеша принято решение об избрании руководителем депутатской Комиссии Самыйкожо Мирлана - депутата депутатской группы «Элдик».

В соответствии с Положением о временной комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 19 мая 2016 года № 552-VI, депутатской комиссией изучена информация по данному вопросу, представленная заинтересованными государственными органами, в том числе: мэрией города Бишкек и подведомственными мэрии предприятиями и учреждениями, а также прокуратурой города Бишкек, Счетной палатой Кыргызской Республики, Министерством финансов Кыргызской Республики.

В ходе работы временной депутатской комиссии были изучены следующие документы и материалы из средств массовой информации:

- Кредитное Соглашение о финансировании проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» между Кыргызской Республикой и Европейским банком реконструкции и развития от 10 мая 2013 года;

- грантовое Соглашение между Кыргызской Республикой и мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Тазалык» и Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении Инвестиционного гранта Специального Фонда Учредителей ЕБРР по проекту «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек», подписанное 24 мая 2013 года;

- грантовое соглашение между Кыргызской Республикой и мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Тазалык», муниципальным предприятием «Бишкекский санитарный полигон» и Европейским банком реконструкции и развития относительно Инвестиционного гранта Инвестиционного фонда Европейского Союза по Центральной Азии («EUIFCA») для проекта «Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами в городе Бишкек», подписанное 27 января 2015 года; - информация мэрии города Бишкек по использованию выделенных средств на рекультивацию полигона за счет средств проекта Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»; - аудит Счетной палаты Кыргызской Республики по деятельности муниципального предприятия «Бишкекский санитарный полигон» за период 2015-2018 годы;

- аудит Счетной палаты Кыргызской Республики по деятельности муниципального предприятия «Тазалык» за период 2015-2018 годы; - информация прокуратуры города Бишкек о результатах расследования по реализации проекта Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- статья на официальном сайте информационного агентства «Российская газета. RG.RU» от 18 марта 2020 года «Мусорный полигон столицы Киргизии угрожает безопасности людей»; - статья на официальном сайте информационного агентства «VESTI.KG» от 14 января 2021 года «От 22 млн. евро, выделенных на устранение свалки, осталось 6,2 млн. евро. Куда были потрачены деньги?»;

- статья на официальном сайте информационного агентства «openDemocracy» от 28 июня 2022 года «Миллионы в мусорку»;

- статья на официальном сайте информационного агентства «Economist» от 11 ноября 2022 года «Почему мусорный полигон в Бишкеке все еще горит и куда потратили деньги на его ликвидацию?».

Временная депутатская комиссия по итогам рассмотрения предоставленной информации, установила следующее:  

Проект «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» инициирован мэрией города Бишкек совместно с Европейским банком реконструкции и развития (далее - ЕБРР) в 2010 году.

В октябре 2011 года ЕБРР выделено 548 тысяч Евро на подготовку технико-экономического обоснования, проведение исследований и изучение экологических, технических, экономических и социальных составляющих существующей системы управления отходами города Бишкек.

В 2012 году на основании представленного мэрией города Бишкек технико-экономического обоснования ЕБРР выделил 22 млн.Евро, в том числе: 11 млн. Евро - кредит и 11 млн. Евро - грант.

В целях обеспечения финансирования проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» заключены следующие соглашения:

- Кредитное соглашение о финансировании проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» между Кыргызской Республикой и ЕБРР, подписанное 10 мая 2013 года на сумму 11 млн. Евро;

- Грантовое соглашение между Кыргызской Республикой и мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Тазалык» и Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении Инвестиционного гранта Специального Фонда Учредителей ЕБРР по проекту «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек», подписанного 24 мая 2013 года на сумму 3 млн. Евро;

- Грантовое соглашение между Кыргызской Республикой и мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Тазалык», муниципальным предприятием «Бишкекский санитарный полигон» и Европейским банком реконструкции и развития относительно Инвестиционного гранта Инвестиционного фонда Европейского Союза по Центральной Азии («EUIFCA») для проекта «Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами в городе Бишкек», подписанного 27 января 2015 года на сумму 8 млн. Евро.

Закон Кыргызской Республики «О ратификации Кредитного соглашения о финансировании проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» между Кыргызской Республикой и Европейским банком реконструкции и развития, подписанного 10 мая 2013 года в городе Бишкек; Грантового соглашения между Кыргызской Республикой и мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Тазалык» и Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении Инвестиционного гранта Специального Фонда учредителей ЕБРР по проекту «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек», подписанного 24 мая 2013 года в городе Бишкек; Грантового соглашения между Кыргызской Республикой и мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Тазалык», муниципальным предприятием «Бишкекский санитарный полигон» и Европейским банком реконструкции и развития относительно Инвестиционного гранта Инвестиционного фонда Европейского Союза по Центральной Азии («EUIFCA») для проекта «Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами в городе Бишкек», подписанного 27 января 2015 года в городе Бишкек» принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 17 июня 2015 года и подписан Президентом Кыргызской Республики 6 июля 2015 года.

Согласно условиям Кредитного соглашения:

- сумма кредита составляет 11 млн. Евро с разделением на два транша – 3 млн. Евро и 8 млн. Евро;

- срок кредита 15 лет с льготным периодом 3 года от даты подписания кредитного соглашения;

- предусмотрено взимание разовой комиссии за открытие кредита – 1%;

- проценты за неосвоенную сумму – 0,5 %, которые начисляются через 60 дней с даты подписания кредитного соглашения на первый транш в сумме 3 млн. Евро и через 60 дней с даты предоставления доступности на второй транш в сумме 8 млн. Евро. При этом, согласно условиям кредитного соглашения, минимальная сумма выборки должна составлять 100 тысяч Евро.

Согласно приложению № 1 к кредитному соглашению Проект состоит из 2-х частей: Часть «А» - для муниципального предприятия по сбору отходов и часть «Б» - для муниципального предприятия по управлению свалочным полигоном. Для реализации части «Б» предусмотрен транш-2 в сумме 8 млн. Евро.

Выполнение компонентов по проекту «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»:

1. BSWM-1 «Реконструкция площадок под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов»

По компоненту «Реконструкция площадок под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов» подписан контракт BSWM-1 от 8 февраля 2016 года между заказчиком – Управлением муниципальной собственности мэрии города Бишкек и подрядчиком – Консорциум ОсОО «Алима и компания» и ОсОО «Мича».

Стоимость контракта составила 1,7 млн. Евро. Согласно контракту – предусмотрена реабилитация 600 существующих контейнерных площадок и строительство 839 новых контейнерных площадок.

По состоянию на 30 апреля 2018 года подрядчиком ОсОО «Алима и компания» сданы контейнерные площадки в количестве 958 единиц на сумму 1,1 млн. Евро. Однако, в связи с неоднократным нарушением со стороны подрядчика сроков завершения контракта, Управление муниципальной собственности мэрии города Бишкек отказалось от продления контракта.

По результатам аудита Счетной палаты Кыргызской Республики по актам выполненных работ по контракту BSWM-1 «Реконструкции площадок под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов» установлено завышение стоимости работ на сумму 2 тыс. 819,59 Евро. Потери бюджета составили более 3,3 млн.сом.

2. BSWM-2 «Поставка контейнеров для сбора твердых бытовых отходов»

По компоненту «Поставка контейнеров для сбора твердых бытовых отходов» подписан контракт BSWM-2 от 26 августа 2015 года между заказчиком – Управлением муниципальной собственности мэрии города Бишкек и подрядчиком – Консорциум ОсОО «Азияавтоцентр» и ООО «РГ Техно». Сумма контракта 1,5 млн. Евро. По контракту поставлено 5326 штук евро-контейнеров, 300 штук пластиковых баков, и др. Поставщик в полном объеме исполнил обязательства по контракту.

3. BSWM-3 «Закупка транспортных средств для сбора твердых бытовых отходов»

По компоненту «Закупка транспортных средств для сбора твердых бытовых отходов» подписан контракт BSWM-3 от 20 января 2016 года между заказчиком – Управлением муниципальной собственности мэрии города Бишкек и подрядчиком – Консорциум ТОО «Рост Трейд», «Маз Центр Казахстан», «Астана Маз Центр» и ОАО «Мценским заводом коммунального машиностроения».

С Консорциумом ТОО «Рост Трейд», «Маз Центр Казахстан», «Астана Маз Центр» заключен контракт на сумму 195 тысяч 48 Евро на поставку трех комбинированных машин.

С ОАО «Мценским заводом коммунального машиностроения» заключен контракт на сумму 1 млн. 471 тыс. Евро на поставку 28 единиц трехосных мусоровозов и одного автомобиля для работы со сменными контейнерами.  

Поставка спецтехники по трем лотам по контракту BSWM-3 успешно завершена. Техника эксплуатируется муниципальным предприятием «Тазалык».

4. BSWM-3а «Поставка спецтехники для полигона»

По компоненту «Поставка спецтехники для полигона» подписан контракт BSWM-3а от 10 ноября 2016 года между заказчиком – муниципальное предприятие «Бишкекский санитарный полигон» и подрядчиком – ОсОО «Стройдормашсервис» на сумму 163 тысячи 446 Евро и Консорциумом «ТANA» (ТАНА) на сумму 399 тысяч 399 Евро.

Согласно контракту – предусмотрена поставка бульдозера, экскаватора и свалочного катка. Поставка произведена в срок и принята по акту приема передачи 19 мая 2017 года.

5. BSWM-5 «Проектирование и строительство нового санитарного полигона»

По компоненту «Проектирование и строительство нового санитарного полигона» подписан контракт BSWM-5 от 28 марта 2017 года между заказчиком – муниципальное предприятие «Бишкекский санитарный полигон» и подрядчиком – «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония). Согласно контракту предусмотрено проектирование и строительство нового санитарного полигона на условиях «Желтой книги» FIDIC (ФИДИК). Стоимость контракта 7,5 млн. Евро – за проектирование и строительство новой свалки в виде ячейки с углублением в землю. Работы по контракту подрядчиком не выполнены в установленный срок.

Примечание: FIDIC - международная федерация инженеров-консультантов, является представительным органом национальных ассоциаций инженеров-консультантов и представляет более миллиона инженерных специалистов и 40 тысяч фирм в более 100 странах мира. FIDIC стандартизирует контракты, которые обычно используются в мировой строительной и инжиниринговой отрасли, в первую очередь для международных строительных проектов, которые имеют более высокую стоимость и санкционированы многими многосторонними банками развития.

6. BSWM-6 «Закрытие и рекультивация существующей свалки бытовых отходов»

По компоненту «Закрытие и рекультивация существующей свалки бытовых отходов» подписан контракт BSWM-6 от 20 июня 2017 года между заказчиком – муниципальное предприятие «Бишкекский санитарный полигон» и подрядчиком – «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония). Согласно контракту предусмотрено проектирование и осуществление закрытия и рекультивации существующей свалки бытовых отходов на условиях «Желтой книги» FIDIC (ФИДИК).

Рекультивация старого полигона предусматривала мероприятия по покрытию территории полигона плодородным слоем почвы, установление труб для дегазации и превращение территории в зеленую зону. Работы по контракту подрядчиком не выполнены в установленный срок. 4 июня 2019 года было подписано соглашение о внесении изменений в контракт в части изменения срока завершения работ до 1 июля 2021 года ввиду периодических остановок работ по различным причинам (увеличение суммы контракта, увеличение фактической площади свалки на 3,8 гектара и др. причинам).

В апреле 2020 года подрядчик – «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония) полностью остановил работы на полигоне, выполнив всего 34 % работ от общего объема. 

26 сентября 2021 года расторгнут контракт с «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония).

Компания «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония) подала иск против Кыргызской Республики на 321 тыс. Евро за несвоевременное предоставление кыргызской стороной территории для строительства нового полигона. Второй раз компания «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония) получила 427 тысяч Евро за несвоевременную оплату и затягивание подписания решений, в третий раз удовлетворили иск в 247 тысяч Евро в связи с расходами во время пандемии.

Таким образом, за пять лет компания «Ehitusfirma Rand Ja Tuulberg AS» (Эстония) заработала почти 906 тысяч Евро, так ничего и не сделав. В итоге, за три года компания не реализовала ни один из проектов и получила от Кыргызской Республики более 72 млн. сом по курсу того времени. Эти средства были выделены за счет 22 млн. Евро, предназначенных для проекта по утилизации отходов.

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики и Бишкекская городская прокуратура возбудили в общей сложности 5 уголовных дел по результатам соответствующих проверок о материальных расходах должностных лиц мэрии города Бишкек при использовании грантовых и кредитных средств, выделенных на финансирование проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек».

Уголовные дела возбуждены в отношении следующих должностных лиц мэрии города Бишкек и сотрудников коммерческих организаций:

- Ибраимову А. – бывшему мэру города Бишкек по факту злоупотребления служебным положением и коррупции, объявлен в розыск;

- Гинятуллиной Л.М. – бывший руководитель муниципального предприятия «Бишкекский санитарный полигон» при мэрии города Бишкек, по факту злоупотребления служебным положением и коррупции, объявлена в розыск;

- Асаналиева Б. – бывшего директора «Бишкекского санитарного полигона» при мэрии города Бишкек, по факту злоупотребления служебным положением, в результате чего нанесен особо крупный материальный ущерб государству, уголовное дело завершено и направлено на рассмотрение в Ленинский районный суд города Бишкек;

- Ибраимова В.Р. – генерального директора ООО «Алима и компания» по факту злоупотребления полномочиями в коммерческой или иной организации и причинению материального ущерба государству.

Рассмотрев и изучив все материалы по использованию грантовых и кредитных средств, выделенных Европейским банком реконструкции и развития на финансирование проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» временная депутатская комиссия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, отмечает следующее:

- бывшее руководство «Бишкекского санитарного полигона» (Асаналиев Б.) необоснованно не выдавало заявку на получение 1 млн. 892,4 тыс.Евро иностранным подрядчикам на строительство нового полигона. В результате иностранная компания выставила штраф муниципальному предприятию «Бишкекский санитарный полигон» на 427,6 тысяч 540 Евро.

- нарушено законодательство в сфере государственных закупок. Так, при составлении технических требований во время тендера на закупку компактора (техники для уплотнения мусора) требования были необосновано снижены. Так, по выставленным техусловиям компактор могла поставить только фирма «ТANA» (ТАНА). Кроме этого – изменен гарантийный срок эксплуатации узлов, агрегатов и деталей компактора по восьми позициям с 3-10 лет до 12 месяцев;

- муниципальное предприятие «Тазалык» совместно с муниципальным предприятием «Бишкекский санитарный полигон» незаконно провели 9 конвертацию денежных средств, аккумулировавшихся в ОАО «Айыл Банк» на валютном счете в Евро. В дальнейшем погашение кредита производилось путем конвертации Евро в сомы, что привело в итоге к ущербу при реализации проекта на 547,5 тыс.сом;

- муниципальное предприятие «Тазалык» совместно с муниципальным предприятием «Бишкекский санитарный полигон» незаконно уменьшили процентную ставку отчислений денежных средств за утилизацию мусора муниципального предприятия «Бишкекский санитарный полигон» (с 20% до 8%). Наряду с этим, муниципальное предприятие «Тазалык» незаконно перечислил 70,6 млн.сом, которые не были предусмотрены в рамках кредита ЕБРР;

- согласно условиям кредитного и субкредитных соглашений (между Министерством финансов Кыргызской Республики и мэрией города Бишкек; между мэрией города Бишкек и муниципальным предприятием «Бишкекский санитарный полигон») муниципальное предприятие «Бишкекский санитарный полигон» еще до начала реализации части «Б» Проекта признал расходы в сумме 12,8 млн.сом, в том числе:

- по оплате процентов за неосвоение кредитов;

- по оплате суммы основного долга (до момента наступления условий доступности средств, в связи с истечением льготного периода в 3 года);

- по оплате процентов за освоение в размере Euribor +2% годовых, включая ставку рефинансирования в размере 1%. Таким образом, муниципальное предприятие «Бишкекский санитарный полигон» понесло затраты за неосвоение кредитов, что в свою очередь указывает на отсутствие должного контроля как со стороны мэрии города Бишкек, так и со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики.

- в мае 2013 года между Кыргызской Республикой и Европейским банком реконструкции и развития подписано кредитное соглашение «О финансировании проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек». Из-за срыва сроков реализации проекта со стороны ЕБРР начислена комиссия за невыбранные средства в сумме 102 тысячи Евро. Материалы переданы в прокуратуру города Бишкек.

- за несвоевременное использование средств, выделенных на проект, мэрия города Бишкек платит штрафы. По состоянию на начало 2020 года штраф составил более 170 тысяч Евро.

На основании вышеизложенного, временная депутатская комиссия приходит к следующему заключению:

- должностные лица мэрии города Бишкек нарушили права и интересы государства и поставили под угрозу срыва реализацию проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- полное отсутствие контроля со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики по использованию кредитных и грантовых средств при реализации проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- затягивание рассмотрения уголовных дел: из 5 возбужденных Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики уголовных дел завершено только одно дело и передано в суд;

- в настоящее время существующий полигон не соответствует природно-охранному законодательству: статьям 16-17, 23 Закона Кыргызской республики «Об охране окружающей среды», статьям 14, 17 Закона Кыргызской Республики «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике», статьям 6, 8 Закона Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления», Закону Кыргызской Республики «Об охране атмосферного воздуха», а именно – не имеет систему отвода газа и инфильтрата, бытовые отходы и отходы производства и другие отходы хранятся в одном месте, по периметру нет ограждения;

- выявлен слой мусора, выходящий за пределы границ действующего полигона – на 3,8 гектара. В связи с чем, необходимо проведение рекультивационных работ в соответствии с проектом на всей территории обнаруженной свалки – в размере 44,6 гектар. Для чего, в свою очередь, необходимы правоудостоверяющие документы на дополнительный земельный участок под проектирование санитарного полигона.

Таким образом, временная депутатская комиссия приходит к выводу:

- срочно провести необходимые мероприятия по урегулированию вопроса использования кредита Европейского банка реконструкции и развития в части пересмотра условий Соглашения в целях отмены штрафных санкций. В случае невозможности пересмотра условий Соглашения - инициировать денонсацию ранее подписанного Соглашения. Расходы в связи денонсацией Соглашения предусмотреть за счет республиканского бюджета;

 - провести экологическую экспертизу мусорного полигона и на постоянной основе обеспечить мониторинг по оценке экологической ситауции на мусорном полигоне с доступом к информации для общественности;

- усилить ответственность муниципальных предприятий по транспортировке и переработке мусора и обеспечить производственную безопасность на полигоне;

- обеспечить постоянный мониторинг за ходом расследований по фактам нарушений, допущенных сотрудниками мэрии города Бишкек и муниципальных предприятий при реализации проекта Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- срочно решить вопрос с жителями жилого массива «Алтын Казык», построенного у мусорного полигона (самозахваты) и рассмотреть вопрос оказания социальной помощи семьям, живущим в районе загрязнения.

Рекомендации временной депутатской комиссии по использованию грантовых и кредитных средств, выделенных Европейским банком реконструкции и развития на финансирование проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»:

1. Кабинету Министров Кыргызской Республики совместно с мэрией города Бишкек (по согласованию):

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормами международного права решить вопрос отмены штрафных санкций при использовании кредита Европейского банка реконструкции и развития на финансирование проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- в случае невозможности пересмотра условий Соглашения в установленном законом порядке инициировать денонсацию Кредитного соглашения о финансировании проекта «Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами в городе Бишкек» между Кыргызской Республикой и Европейским банком реконструкции и развития. Расходы в связи денонсацией Соглашения предусмотреть за счет государственного бюджета.

2. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:

- принять соответствующие меры в рамках законодательства Кыргызской Республики в отношении сотрудников мэрии города Бишкек по фактам допущенных нарушений при реализации проекта Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- усилить прокурорский надзор за указанными уголовными делами и принять меры по устранению недостатков, допущенных в ходе расследования;

- дать оценку действиям должностных лиц прокуратуры и правоохранительных органов, затянувших сроки расследования уголовных дел и грубо нарушивших требования законодательства;

- принять решительные меры для возмещения ущерба, причиненного должностными лицами при реализации указанного проекта и о результатах расследования и принятых мерах предоставлять информацию в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики до окончания расследования каждые три месяца.

3. Министерству природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики:

- провести ревизию ранее заключенных соглашений (договоров, контрактов и др.) при реализации проекта Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек» на предмет соответствия законодательству в сфере обеспечения экологической безопасности;

- направить экспертное заключение по вопросу обеспечения экологической безопасности и соответствующие материалы для дачи правовой оценки в правоохранительные органы.

4. Счетной палате Кыргызской Республики:

- провести аудит эффективности дальнейшей реализации проекта Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек»;

- направить заключение аудита эффективности дальнейшей реализации проекта в Кабинет министров Кыргызской Республики и в правоохранительные органы для дачи правовой оценки.

 

Вместе с этим, временная депутатская комиссия акцентирует внимание, что по данным Всемирной организации здравоохранения, уровень загрязнения воздуха напрямую влияет на количество хронических и острых респираторных заболеваний, а также онкологических болезней органов дыхания. Загрязнение воздуха напрямую сказывается на ухудшении показателей здоровья сердечно-сосудистой системы населения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. 

Так, по данным статистики в городе Бишкек за последние десять лет растут показатели заболеваемости дыхательных путей, в 2020 году наибольшее число заболеваний приходилось на органы дыхания (более 36 %), ежедневно 50 кыргызстанцев умирают от болезней сердца.

И сегодня можно с уверенностью сказать, что проблема загрязнения воздуха в городе Бишкек – это уже угроза национальной безопасности.

Учитывая сложившуюся ситуацию - отсутствие контроля со стороны государственных органов и затягиванием принятия соответствующих мер по рассмотрению уголовных дел по фактам допущенных нарушений при реализации проекта «Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкек», временная депутатская комиссия считает необходимым направить материалы в Совет безопасности Кыргызской Республики для дальнейшего контроля за работой государственных органов, органов прокуратуры и правоохранительных органов.

Члены временной депутатской комиссии: Самыйкожо М. Мамасадыков З.Д. Айдарова А.А. Алимжанов Ф.А. Бакасов У.Б. Джусупов Э.Р. Сурабалдиева Э.Ж. Тентишев Б.Э.